Кавказ.

Продолжение.

-Дочка, зайди в библиотеку.
Вошла Клара, высокая блондинка, похожая на доктора Кларка.
-Я ее знаю! Это же Клара Джонсон! Она часто приходит ко мне в клинику, помогает медсестрам.
-Клара, это твой отец.
-Вот это здорово! Я всегда хотела иметь такого отца как доктор Кларк.
-Но он и есть твой настоящий отец. Он хочет, чтобы мы жили одной семьей. Как ты на это смотришь?
-Замечательно! А где мы будем жить? Я бы не хотела переезжать куда-нибудь далеко. Я же учусь в гимназии.
-Мы пока никуда не поедем. Будем жить у Алена. Он дает нам все правое крыло дома. А потом купим небольшой домик. У меня есть кое-какие сбережения.
Доктор Кларк обнимал своих женщин. Лицо его выражало блаженство. Наконец-то он обрел свою семью!




11

Еще с вечера Мария почувствовала себя плохо. Болела поясница. Всю ломало. Она решила, что это от съеденного мороженого. К утру все пройдет. Ночью боль стала невыносима. Она разбудила Алена. Позвали доктора.
-Немедленно в клинику! – сказал Кларк. – Начались роды!
Марию положили в отдельную палату. Доктор осмотрел ее и попросил Алена ждать результатов в коридоре.
-Роды протекают с осложнениями. Ты только будешь мешать.
Ален ходил по коридору, подходил к палате, где была Мария. Он слышал, как кричала Мария. Сердце его обливалось кровью. Но что он мог сделать? Такова природа человека. Вышел доктор.
-Поздравляю, Ален! Родился у тебя сын! Вес его 4 кг 900 г. Крупный мальчик. Можешь его посмотреть. Мария спит. Пришлось ей туго. Мы все сделали, чтобы она осталась живой. Пришлось наложить много швов. Придется ей полежать здесь дней десять. Иди, поцелуй своего ребенка.
Ален увидел красное личико своего сына.
-Здравствуй, сынок! Какой ты хорошенький!
-Все! Хватит! Дома будет время с ним познакомиться поближе. У Марии не будет пока молока. Поэтому я договорился с роженицей из соседней палаты. Она будет кормить грудью вашего сына. Она здорова. Молока много. Так что ваш сын будет сыт. А там видно будет. Пойдем, Ален, в кафе. Выпьем чайку, посидим, побеседуем. Это полезно. Отвлекает. Утром можно навестить Марию.
Рано утром он уже был у Марии. Она протянула маленький сверток Алену.
-Посмотри, Ален, какой он хорошенький! Это наш сын.
Она протянула сверток Алену. Он бережно прижал его к груди и прикоснулся губами к его лбу.
-Спасибо тебе, любимая, за сына! Он осторожно положил сына на кроватку.
-Ты его кормила?
-Нет у меня молока.
-Может, возьмем кормилицу?
-Пока его кормит женщина из соседней палаты. Доктор сказал, что молоко должно появиться на третий день. Если будет достаточно молока, я сама буду кормить ребенка. Доктор не разрешает мне вставать, а я чувствую себя нормально.
-Надо выполнять указания доктора, дорогая.
Через десять дней Мария была дома. От услуг няни она отказалась. Сама смотрела за сыном. Назвали его Антоном, Тони. Все время теперь она проводила с ним. Ален улыбался, видя, как она заботится об Антоне. И сам присоединялся к ней.

12

Вот уже десять лет, как Мария живет в этом доме. Все в ее жизни хорошо. Тони растет сильным, умным и красивым мальчиком. Отец с малых лет берет его к себе на работу. Антон учится хорошо. Увлекается больше техникой. Помогает матери в работе на компьютере.
Мария считает, что главное в жизни – взаимная любовь и семья. Остальное приложится. Ален – заботливый муж и отец. Она все делает, чтобы в семье был мир и порядок. Тони стал похож больше на Марию: те же глаза, брови, ресницы, овал лица. Только фигур, походка и характер отцовские. Мария этому рада. Тони будет мужчиной, а не тряпкой. Учебы Тони давалась легко. Он был ровен с товарищами. Никого не обижал, но и себя в обиду не давал. Тони любил своих родителей. Он занимался дома на спортивных снарядах вместе с отцом, был первым спортсменом в школе. Но особая любовь у него была к разного рода механизмам. Он знал о них все.
Мария часто вспоминала свою родину, особенно, когда читала о событиях на Кавказе или смотрела об этом передачи по телевидению. Ей очень хотелось туда съездить, посмотреть, как живут родители, сестры, братья. Она об этом сказала Алену.
-Можно съездить на недельку. Возьмем туристические путевки на Кавказ. Тони побудет с Кариной и Кларком. Сегодня же и закажу путевки.
-И мечта Марии сбылась. Через два дня они были на Кавказе. В Ставрополе купили «Жигули» и поехали в тот аул, где родилась Мария. То, что они там увидели, потрясло их. На месте аула были одни развалины. Там, где раньше был их дом, какая-то старая женщина собирала щепки. Мария спросила:
-Бабушка, вы местная?
-Да, дочка.
-Вы не знаете, живы ли Алиевы?
-Погибли, деточка. Все погибли. Похоронено все, что от них осталось, в общей могиле. Говорят, что один из детей остался жив. Он пас в это время в горах овец. Но точно не знаю.
-Спасибо вам, бабушка! Вот возьмите деньги, помяните моих родителей.
-Спасибо, дочка. Вот такие времена настали. А ты-то кто им будешь?
-Я Мария Алиева.
-Это та, которую за долги отдали? А это кто будет?
-Это мой муж.
-Счастья тебе, дочка!
-Поедем, Ален, обратно. Зря мы сюда приехали. Но теперь я буду знать, что моих родственников никого нет.
По дороге они догнали почтальона, который ехал на велосипеде.
-Остановись, Ален. Это, кажется, дядя Кадыр! Добрый день, дядя Кадыр!
-Здравствуй, дочка! Ты чья?
-Я Мария Алиева.
-Твои все погибли. Но Салпар жив. Он на кошаре, где раньше работал твой отец. Знаешь туда дорогу?
-Знаю. Спасибо вам!
До кошары они доехали быстро. Около маленького домика увидели женщину, которая мыла в ручье шерсть.
-Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где живет Салпар Алиев?
-Здесь и живет. Салпар! Тебя спрашивают!
Из ворот дома вышел Салпар. Как же он похож на отца!
-Салпар! – бросилась к нему Мария. – Это я – Мария!
-Мария? Откуда ты взялась? Мы тебя давно похоронили. А это кто?
-Это мой муж Ален. Он не понимает русского языка, поэтому я буду переводить
-И где же ты теперь живешь?
-В Америке.
-Муж богатый?
-Не очень.
-Работает?
-Работает на заводе. Я тоже работаю на заводе. У нас свой дом, машина. Есть сын Антон. Так что все в порядке. А как ты живешь?
-Когда я узнал, что все наши погибли, пошел на кошару, попросился к Тасе ночевать, да так и остался у нее. У Таси муж погиб в Чечне. У нее девочка, и моих четверо. Скоро еще один родится. Вот так и живем. Работы постоянной нет. Пробиваемся, чем бог подаст. Да вы проходите! Чем богаты, тем и рады!
Они вошли в дом, если это сооружение можно было назвать домом.
-Где же вы спите?
-На полу. На кошме.
-А дома здесь продают?
-Продают, но нам не купить.
-Поедем с нами, Салпар. Купим дом. А Тася пусть побудет с детьми.
Долго искали они подходящий дом. Наконец, в одной из станиц такой нашли. Четыре комнаты, кухня, баня, большой участок земли, обработанной, с посадками. Это устроило Алена. Нашли хозяина. Заключили сделку. Теперь у Салпара есть свой дом.
-Здесь можно найти грузовик, который бы доставил мебель? – спросил Ален.
-Да, конечно!
В магазине купили необходимую мебель, ковры, занавески и прочее. Купили одежду для детей и родителей.
-Мы поедем за детьми и Тасей, а ты найди кого-нибудь, чтобы все вымыли и побелили.
К вечеру привезли всю семью. Тася была очень довольна. Дети, вымытые в бане, прыгали от восторга.
-Спасибо тебе, сестра! – сказал Салпар, прижимая Марию к груди.
-Я просто обязана тебе помочь. У тебя такая большая семья. Отдай мне одну девочку. Она будет жить у меня, учиться в школе. Если не понравится ей, мы привезем ее обратно.
-Зачем тебе наш ребенок? У тебя же есть сын.
-Сын есть. Но он один. Больше детей у меня не будет. А ему надо о ком-то заботиться, помогать, чувствовать себя полезным.
-Поговори с Тасей. Если она согласится отдать Розу, то пусть будет так.
-Я уже с ней говорила. Она согласна.
-Но ведь она не знает языка?
-Я тоже не знала, но научилась говорить, окончила колледж, институт. Я хочу, чтобы и ваша девочка получила хорошее образование. А Выбрала я ее потому, что она должна идти в школу. Легче будет оформить выездные документы. Малышей отдадите в детский сад. Мы проезжали мимо него.
-Дорого теперь платить за него.
-Мы поможем. Вот деньги. На первое время хватит. А там что-нибудь придумаете. Машину, на которой мы приехали, оставим тебе. У Тебя есть права?
-Есть, конечно. Машины нет, а права есть.
-Теперь будет и машина. Нам больше нельзя здесь задерживаться. Кончается срок путевки. А вы, когда надумаете приехать, дайте телеграмму. Мы вам вышлем вызов. Дорогу оплатим.
Розалия была довольна. Она еще не понимала, что уезжает, может быть, навсегда от матери. На ее хорошеньком личике блестели глаза. Она впервые ехала на машине.
В Ставрополе оформили машину на Салпара, выездные документы на Розу. Побыли еще день в Москве. Ален занялся встречей с бизнесменами, а Мария с Розой ездили по Москве, были в музеях, на Красной площади и в Мавзолее Ленина.
Через день они были уже дома.
-Дорогой, как хорошо, что мы, наконец, дома!
-Да, милая! Мой дом – моя крепость. Ты посмотри! Тони и Роза нашли общий язык. Они прекрасно понимают друг друга! Теперь есть у Тони хорошая подружка.
-Это прекрасно! Хорошо иметь любимых и хороших друзей!
К ним подошел доктор Кларк.
–Ален, Мы от вас уезжаем.
-Какая жалость! И куда же вы поедете?
-Недалеко. Через дом от вас.
-Это в дом Нико?
-Да.
-Я очень рад таким соседям! Когда будете переезжать?
-Мы уже переехали. Приглашаем на новоселье.
-Старый друг лучше новых двух, так говорят.
-Это точно. Смотрите, что вытворяет Антон! Упадет девочка с велосипеда!
-Не упадет. Он же велосипед сзади придерживает.
И они пошли смотреть новый дом доктора Кларка.




ДВЕ В ОДНОЙ

Весь аул был восхищен Ксенией. Она, как ясный луч в пасмурный день, осветила все кругом. Ну, ходила молодежь на дискотеку, и на этом все развлечения заканчивались. А Ксения, затянутая в короткую кожаную юбку с серебристым поясом на тонкой талии, о которой говорят: двумя пальцами обхватишь, в длинных до колен сапогах на высоком каблуке, привлекала внимание необычностью костюма и поведения. Темные волосы, стриженые под мальчика, скрывали лоб и брови. Серые большие глаза излучали радость. Она кружилась в вихре танца, увлекая всех за собой. Устраивала игры, хороводы, пела, помогала музыкантам и даже играла на флейте. Без нее уже не мыслили дискотеки. Учителя, дежурившие вместе с родителями в клубе, были довольны появлением такой веселой девушки. Она была неоспоримым авторитетом у молодежи. Такие раньше работали секретарями в комитетах. Все знали, что Ксения приезжает на выходные к своей сестре Галине Петровне, математичке. Они двойняшки. Внешне очень похожи друг на друга, но характером и поведением абсолютно разные. Галина Петровна носила длинные юбки и платья с длинными рукавами и белыми воротничками. Она была похожа больше на ученицу, чем на учительницу. Она ни разу не была на дискотеке, разве что, когда дежурила там. Но уроки проводила хорошо. Все ученики ее слушались.
Однажды на дискотеку пришел Гмыря вместе со своей компанией. Увидел Ксению, расспросил о ней у ребят и двинулся к ней. Схватил ее за руку.
-Красотка, потанцуй со мной!
-Я с пьяными не танцую.
Гмыря встал в позу.
-Это кто пьяный? Я? Да я тебя сейчас размажу по стенке!
Он схватил Ксению за руки и стал их выкручивать. Вмешались учителя. Гмыря с товарищами ушел. Все поняли, что Ксению ждет беда. Этот ни перед чем не остановится. Слухи о нем ходили самые недобрые. Поэтому когда Гмыря появился в ауле, родители не отпускали подростков на улицу даже днем.
Было 11 часов вечера. Дискотека закончилась, и все пошли провожать Ксению к сестре, которая жила на другой стороне реки за мостом. Из-за кустов вышел Гмыря с друзьями. Было видно, что они изрядно во хмелю.
-А ну, мелюзга, посторонись!
Но ребята плотным кольцом окружили Ксению. Гмыря был высок, широк в плечах и обладал большой силой. Он схватил ребят в охапку и отбросил в сторону.
-А ну, красотка, давай поговорим мирно и тихо. Еще ни одна…он смачно выругался, не ушла от меня.
Он подскочил к Ксении, но тут же с диким воплем отлетел от нее, сел на землю и завыл.
-Ребята, отойдите в сторонку. Вы мне мешаете расправиться с этим сбродом.
Ребята оглянуться не успели, как все друзья вопившего Гмыри лежали на земле, корчась от боли. Все направились к отцу Гмыря, который работал начальником местной милиции. Ксения рассказала о поведении его сына.
-Он никого не убил?
-А вам надо, чтобы он убил кого-то? – спросила Ксения.
И тут все девочки заговорили.
-Да он нас всех по очереди изнасиловал, когда нам было по девять – десять лет! Мы тогда были маленькие, боялись, что они нас накажут. А сейчас мы все поедем в город, подадим в суд на него и его шайку. Свидетелей его преступлений у нас много, весь аул.
-А почему же вы раньше молчали?
-Да потому, что он ваш сын. А теперь мы его не боимся.
-Сидите здесь за дверью и ждите его прихода.
Через несколько минут появился Гмыря.
-Это где же ты так вымазался? – спросил отец.
-Да с ребятами боролись.
-Значит, с ребятами? А может, это Ксения тебя уронила, случайно?
-Какая Ксения? Я никакой Ксении не знаю!
-И девочек не насиловал?
-Да ты что отец? Чокнулся?
-Это ты, сынок, чокнулся! Отцовской спиной прикрываешься? Весь аул пойдет в свидетели. Что ты на это скажешь?
-Да все это враки!

-Выходите, ребята!
Все вышли, загудели. Ксения стояла впереди.
-Поднимите руки, кого этот, с позволения сказать, человек насиловал. Как видите, господин начальник, все девочки прошли через него. А я еще не была удостоена такой милости, но он не знал, что я имею черный пояс каратиста и что мой отец – прокурор. Так что отвертеться не удастся.
-Ксения, я поговорю со своим сыном. Завтра соберемся и решим, что делать. Конечно, он получит сполна, что заслужил. До свидания, ребята! Завтра я вас всех жду в клубе.
О чем говорили отец с сыном, так никто и не узнал. В клубе на сцене сидели Гмыря и его друзья, в зале – все обиженные с родителями, которые шли с намерением вырвать с корнем все, чем они творили безобразия. Но вышла Ксения.
-Самосуда не надо. Все будем делать по закону. Но сначала выслушаем обвиняемых.
-Да, мы виноваты. Мы просим у вас прощения. Мы ведь тогда были такими же подростками и ничего не понимали. Насмотрелись фильмов, вот и решили попробовать. Удалось без скандалов. А дальше пошло – поехало. Но ведь вы, девочки, тоже виноваты. Зачем шли, как телята? Почему родителям не сказали? Нашлась Ксения, и мы сдались.
-Сила силу ломит? – сказал отец Марины. – Нет, вас надо сажать за железные решетки на всю жизнь, сделав евнухами. Мы не знали, а то давно бы твои… болтались на дереве! Но ты не уйдешь от нас, не уйдут и твои друзья – подонки! И никакой отец не спасет вас от этой кары! Мы м в тюрьме вас достанем! Это ты сейчас овечка, а выйдешь отсюда – всех переловишь по одиночке. А потому мы вызвали милицию из города, чтобы препроводить вас туда.
Зашли в клуб представители прокуратуры, следователи, милиция. Насильников увезли, а следствие велось почти месяц, пока не установили истинное положение дел.
Через месяц состоялся суд, на котором выяснилось, что насильники занимались еще и грабежами с убийствами. Преступники получили по заслугам. Аул вздохнул спокойно.
К Галине Петровне пришел директор школы, молодой мужчина, похожий на артиста. Все молоденькие учительницы были влюблены в него и тайно вздыхали, особенно пухленькая Зиночка, которая при любой возможности мчалась к нему, чтобы увидеть своего кумира. Только одна Галина Петровна была равнодушна к нему, хотя он ей тоже нравился, но она не вздыхала, некогда было.
-Галина Петровна, вы защитили диссертацию? – спросил он.
-Да.
-Вы остаетесь у нас работать или намерены уехать в город?
-Остаюсь здесь.
-Тогда берите три пятых класса и классное руководство в одном из них. Готовьте кабинет математики. Ноя пришел поговорить о вашей сестре. Что-то ее не видно.
-Ей некогда. Мы же вместе учимся. Только я учусь заочно, а она учится на дневном отделении. Она получила уже диплом. Теперь будет работать.
-Пусть идет к нам в школу организатором, плюс девять часов практики. Она – прирожденный вожак молодежи. Когда она приедет?
-В субботу.
-Я хочу с ней поговорить. Передайте ей, что буду ее ждать у себя в кабинете.
-Хорошо.
-Кстати, вы очень похожи друг на друга.
-Мы же двойняшки. Даже родители нас не могут различить.
В субботу в кабинет директора вошла Ксения. Она была в коротенькой юбке, в блузке – распашонке, открывающей яркий бюстгалтер и голое тело. Она была похожа на подростка.
-Здравствуйте, господин директор! Вы меня приглашали? О чем будет разговор?
-Садитесь, Ксения Петровна.
-Зовите меня просто Ксения.
-Ксения, вы окончили университет. Я хочу предложить вам в нашей школе место организатора. Как вы на это смотрите?
-Отрицательно, господин директор. В школе я должна буду носить длинные платья, не смеяться, не бегать, не танцевать и много еще «не» по школьным канонам. В школе я просто не выдержу, поэтому пойду работать в спортклуб. Тренером. У меня же черный пояс.
-Я знаю. Очень жаль.
-А чего жалеть? У вас же есть организатор. Галина Петровна тоже может быть им.
-Она, конечно, учительница хорошая, но для такой работы не годится. Нет в ней жилки вожака.
-Вы уверены?
-Да. Я разбираюсь в людях. У вас бы получилось.
-У вас есть жена, господин директор?
-Меня зовут Михаил Иванович. Жены у меня нет. Все некогда жениться, хотя хорошеньких девушек вокруг много.
-Да. Вы пользуетесь успехом в вашем коллективе. Все в вас влюблены.
-Не все. Ваша сестра даже не смотрит в мою сторону.
-По-моему, вы ей нравитесь, хотя она и не говорит об этом. Просто натура у нее такая, всего боится.
-Это плохо. Со временем все пройдет. Значит, вы не хотите у нас работать?
-Нет. Всего хорошего!
В понедельник Галина Петровна была на педсовете, на котором утверждали нагрузку учителям на учебный год. Ей дали классное руководство в пятом «а», самом трудном в смысле дисциплины. В классе были в основном мальчики, подвижные, неуправляемые. Никто из учителей не брал этот класс. Директор беседовал по этому поводу с завучем школы, Марией Ивановной.
-Зачем вы дали этот класс Галине Петровне? Она – молодой педагог. Ее надо поддержать. Знаете, что бывает, когда молодой человек разочаруется в своей профессии?
-Знаю. Но у нас же все пенсионерки. Я не могу их обязать. Уйдут- кто будет учить? Я похожу к ней на уроки. Помогу. А там посмотрим. Ксению приглашал?
-Да, но она отказалась.
-Таким девицам не место в школе. Один разврат.
-Станет работать – детство пройдет. Она мне нравится. Прирожденный вожак.
-Ничего не скажешь. Шарм есть, как теперь говорят. Ты заметил, что девочки ей во всем подражают? Ходят почти голые, как негритянки. Я поговорю с Галей, - сказала Мария Ивановна, выходя из кабинета.
Школа готовилась к началу занятий. Как всегда, не хватало времени. Белили, докрашивали, доделывали в классных комнатах и коридорах. У Галины Петровны тоже кипела работа. Когда зашел в класс директор, увидел Ксению, которая сидела на стремянке и сверлила отверстие в стене. Она была в спортивном костюме.
-Что вы здесь делаете?
-Сверлю.
-Я вижу. А где Галина Петровна?
-Она пошла к родителям учеников за помощью.
-У вас уже, кажется, все сделано.
-Да. Осталось только повесить шторы, поставить цветы. Галя взяла телевизор, но он не работает. Придется ремонтировать.
-Это будете вы делать?
-А что здесь странного? Не просить же вызывать мастера.
-Вы удивительная девушка! Вашему мужу легко будет с вами.
-Спасибо. Но я думаю, что ему будет обидно, если я за него буду работать.
-Спорный вопрос. Вы, Ксения, не надумали работать у нас?
-Нет. Завтра я уезжаю.
-До свидания, Ксения! Очень огорчен вашим отказом.
За неделю до занятий комиссия принимала классы, определяла готовность к занятиям.
-Зачем в кабинете математики телевизор? – спросила завуч.
-Здесь будут не только уроки математики, но и классные часы и другие мероприятия, - ответила Галина Петровна.
-Все понятно, - поджала губы Мария Ивановна. Объяснений никто с вас не требует. Главное, чтобы вы нашли общий язык с детьми.
Когда завуч осталась наедине с директором, сказала:
-Хлебнем мы горя с этой гордячкой! Эта почище своей сестры будет! В тихом озере черти водятся!
-Не надо так расстраиваться. Она еще молода.
Две недели ходила Мария Ивановна к классу, все ждала, когда молодая учительница выскочит из класса и попросит утихомирить непослушных учеников. Но так и не дождалась. После уроков спросила Галину Петровну:
-Освоилась с классом? Завтра я приду к тебе, буду смотреть организацию урока.
-Приходите. Будем вас ждать.
То, что увидела на уроке Мария Ивановна, удивило ее и выбило из колеи, обкатанной т знакомой. Она пришла, чтобы застать учительницу врасплох, а потом дать ценные указания, сбив спесь с этой глупышки.
-Здравствуйте, Мария Ивановна! Садитесь за стол сзади класса. Вам там удобнее будет наблюдать за работой класса.
Прозвенел звонок. Дети зашли в класс, приготовились к уроку по-деловому, без крика и гама. После второго звонка все встали около своих парт.
-Садитесь. Сегодня у нас в гостях завуч школы. Не обращайте на нее внимание. Работайте, как всегда.
И начался урок, какого Мария Ивановна за всю свою работу в школе не видела. Дети все до одного включились в работу. Весь материал был дан очень доходчиво, красочно. Опустился Экран, и дети на нем увидели, как правильно надо оформлять работу, правильно решать. За урок было столько решено устных и письменных задач и примеров, что завуч забыла записать в свою тетрадь, что видела и слышала на уроке.
-Урок окончен. Вечером я вас жду в спорткомплексе.
-Могу ли я остаться наследующий урок?
-Конечно, можете. Но он будет таким же.
-Мы с директором придем.
-Пожалуйста.
Пятый «б» был посильнее в знаниях, поэтому на уроке еще больше было выполнено заданий. Все было проверено. За самостоятельную работу выставлены всем оценки.
-Когда вы успели приготовить такой урок? Столько много нового материала!
-Я училась пять лет. Каждый год разрабатывала темы по классам.
-Это огромная работа. Конечно, ребята хорошо осваивают материал. Много наглядности. Мы посоветовались с Марией Ивановной и решили вас просить дать открытый урок для завучей школ района. Согласны?
-Пожалуйста. Пусть приходят. А сейчас меня ждут дети, простите!
-Иди, деточка!
Когда Галина Петровна ушла, завуч сказала:
-Зачем завучей-то звать? Ведь она в школе одна такая. А другие? Завучи ведь и к другим на урок пойдут. А потом, смотришь, и область заявится. Я против. Пусть себе работает. Учит хорошо. Скажи на педсовете. Поблагодари. Для своих учителей пусть открытый урок даст. Сам посуди, кто будет возиться с этими «видиками»? Своих забот полон рот. Ты лучше иди, посмотри, куда это она ребятишек повела и чем занимается. Замуж ей пора.
-Договорились! Сначала открытый урок для своих математиков.
Михаил Иванович ждал Галину Петровну у клуба.
-Я смотрел, как вы занимаетесь с детьми. Скоро вы Ксению догоните.
-До нее мне далеко.
-Когда же вы дадите открытый урок? Надумаете, скажете мне или завучу.
-Хорошо. Вас ждет Зиночка. Видите, маячит у школы?
-Ох уж эта мне Зиночка!
-А чем она плоха? Для жены самое то. Будет любящей и преданной.
-Я думаю, любая женщина, если любит, предана мужу и семье.
-Возможно. Не берусь спорить.
-Мне больше нравятся сильные натуры. В них есть что-то загадочное, необычное.
-Как Ксения?
-Нет. Ксения хороша для дружеских бесед, для компании. В ней много наносного, современного. Мне же больше нравятся девушки скромные, ученые.
-Я к ним отношусь?
-Пожалуй, мне с вами было бы хорошо.
-Вы сейчас со мной говорите как директор или как мужчина?
-А в чем разница?
-Во многом. С директором, видимо, я должна во всем соглашаться, а мужчине могу высказать свое мнение.
-Но я не могу быть бесполым директором, простите!
-Все понятно. Вас ждет Зиночка. До свидания!
Открытый урок для учителей Галина Петровна дала отлично. Ее рекомендовали поставить завучем вместо пенсионерки – Марии Ивановны, что завучу очень не понравилось. Она стала следить за каждым шагом молодой учительницы. Наконец, ее старания увенчались успехом. Она увидела, как Галина Петровна прогуливалась около школы с женатым физруком.
-Ничего себе тихоня! – ворвалась она в кабинет директора. – С женатым шашни крутит! На профком ее надо вызвать! В корне пресечь зло!
-О ком вы говорите?
-О Галине Петровне! О ком же еще! Много воли дали, вот и делает теперь, что хочет!
-Я поговорю с ней. Скажите, чтобы пришла в кабинет.
-Вы меня звали? – спросила Галина Петровна.
-Да. На вас поступила жалоба.
-Жалоба? От кого?
-Вы знаете, что физрук женат?
-Конечно. У него жена и двое детей. Он получил квартиру и едет за ними.
-Вам нельзя было встречаться на виду у всех.
-Что из того?
-А то, что он женат.
-И это все?
-Пока все.
На другой день ее и физрука пригласили на заседание профкома.
-Мы рассмотрим вопрос о поведении учителя математики и физрука.
-О каком поведении? Мы что? Ученики?
-Вот-вот! Вся школа возмущается вашим поведением! Вашими шашнями! – выкрикнула завуч. – Хоть бы спрятались, а то свою любовь на общее обозрение выставили. Позор для школы! Порочите честное имя учителя! Гнать вас надо из школы грязной метлой! Ладно, физрук. Он – мужик! А эта-то тихоня! Слюни распустила, не посмотрела, что у него двое детей! Пиши заявление об уходе, пока дело не вышло за рамки школы.
Галина Петровна стояла, сжав кулаки.
-Что скажете вы, члены профкома?
-На профсобрание их и уволить по тридцать третьей статье! – крикнула маленькая, сгорбленная литераторша.
-Мы написали заявление в ГОРОНО о вашем недостойном поведении.
-Вы все сказали? – спросила Галина Петровна. – Наверное, осужденный имеет тоже право голоса? Я его прошу.
-Валяй, высказывайся. А мы послушаем, что ты нам скажешь, - сверкнула белыми вставными зубами завуч.
-Я вас могу всех успокоить. С директором я уже разговаривала по этому поводу и знаю его мнение. Я вас выслушала и прошу теперь выслушать меня. Я не ученица, которую можно запугать, наговорив ей кучу гадостей. Вы очень хотите, чтобы я ушла из школы, так как вы не довольны новшествами в вашем укладе жизни в школе. Еще бы! Из области сюда едут! А вдруг заглянут на ваши серенькие уроки? Лучше уж избавиться от неугодной учительницы, а для этого все средства хороши. Вы добились своего. Я пишу заявление об увольнении и, конечно, в прокуратуру на всех вас за оскорбление, за нанесение морального ущерба. Кто меня видел в интимной близости с физруком? Никто. Да я еще вообще с мужчиной не была, о чем принесу справку, но не для вашей потехи, а для вашего осуждения. Ваше заявление в РОНО я тоже приложу к делу. Кроме того, я подключу своего отца – прокурора к этой проблеме.
-Да мы….
-Не надо ничего говорить, Михаил Иванович! Вы идете на поводу этих людей, которые все проблемы решают криком. Это хорошо, что я теперь вас знаю.
-Этого я вам никогда не прощу! – сказал физрук. – Я много знаю такого, что следствию не понравится.
Заявление об увольнении было написано, но директор его не подписал, положил его в стол. Сем составом после уроков профком заявился в кабинет математики.

-Простите нас, Галина Петровна! Мы просто вас хотели предупредить, и все. Доработайте хотя бы этот год. Сейчас математика не найти.
-Хорошо, год я доработаю, но не ради вас, а ради детей.
Вся школа гудела. О профкоме знали все. Родители толпились у кабинета директора.
-За что вы увольняете хорошую учительницу? Дети ее любят. Уроки прекрасные. Даже с области приезжают за ее опытом. Сама она все время с детьми.
-Никто ее не увольняет. Будет работать, как и работала.
Марию Ивановну сняли с должности завуча. Вместо нее стала завучем Ирина Давыдовна. Жизнь в школе пошла своим чередом. Галина Петровна готовила материал к новому учебному году. За ней зашел директор.
-Вы все сидите в классе. Идемте на улицу. Там так хорошо. Так бы всю жизнь и наслаждался пением птиц, чистым голубым небом! Я хотел вам сказать, что ваше заявление я подписал. В трудовой книжке запись оформлена. Можете получить расчет и документы.
Галина Петровна стояла с раскрытым ртом. До нее никак не доходил смысл сказанного. Подбежала Зиночка, взяла директора под руку. Что оставалось делать Галине Петровне? Вежливым пинком ее выбросили за дверь школы, чтобы не высовывалась, чтобы работала, как все. И все по закону. Жаловаться не на кого. Собрала она все свое имущество, принесла ключ от кабинета директору.
Через три года Михаил Иванович приехал в область на совещание заведующих РОНО. Выступающие ничего нового не сказали. Но вот в конце заседания на трибуну вышла Мамедова. Неужели это та самая Галина Петровна, которая работала у них? Профессор? Он не слышал, о чем она говорила. Вероятно, о чем-то интересном. Все хлопали ей. Он ждал ее у выхода.
-Здравствуйте, Любовь Петровна!
-Здравствуйте, Михаил Иванович! А я сразу вас увидела. Как вы живете?
-Хорошо. Я женился на Зиночке. У нас сын. А я вот заведующий РОНО.
-С повышением вас!
-Вы, наверное, на меня в обиде?
-Наоборот, я вам очень благодарна. А то вышла бы замуж за какого-нибудь деревенского парня, работала бы потихоньку, превращаясь в Марию Ивановну. А так я закончила аспирантуру, имею свою базовую школу, куда мы сейчас и направляемся. Фрагменты нового я проводила у вас в школе. А здесь уже все, как надо.
-А деньги где берете?
-Спонсоры помогают.
-А семья?
-Семьи пока нет. Есть друг, который, вероятно, станет мужем.
Я рад за вас. Я живу по пословице: лучше глупая, но любящая жена.
-А мой друг говорит, что лучше красивая, но умная жена, чем 1000 глупых.
-Хотел у вас спросить, где Ксения?
-Ксения? Она перед вами.
-Так это вы?
-Да. Две в одной.
-Ну и балбес же я!
-Оно и видно. Идемте. Нас ждут.





КРОВЬ НА ФАТЕ

Лидия каждый день ходила на базар, продавала свежую зелень, огурцы, ягоды со своего огорода. Она жила в четырех километрах от станции с бабушкой. Отец был единственным сыном у бабы Маши. Он погиб в Афганистане, когда Лидия еще и не родилась. Бабушке сообщили, что у нее есть теперь внучка Лидия. Получили от нее 50 рублей и поздравительную открытку. Больше с ней не общались. Мать Лидии работала дворником в городе и жила в маленькой комнатке. Когда Лидии исполнилось три года, мать привела отчима, который был всегда навеселе, приучил и мать к водке. В результате мать уволили с работы, жилплощадь отобрали. Вся семья переехала в деревню, где у отчима Васьки был домик – развалюха, доставшийся после смерти его матери по наследству. Лидия не помнит того дня, когда бы родители были трезвыми, не ругались и не дрались. Мать ходила вся в синяках и подтеках. Лидию в обиду не давала, но и не заботилась о ней. Что найдет Лидия на кухне или в огороде, то и ест, поэтому была всегда голодна. Когда подросла и пошла в школу, стала сама о себе заботиться. Училась хорошо. Школа помогала, чем могла.
Однажды случилась непоправимая беда. Это было летом. Лидия сидела на берегу реки и бросала камешки в воду. Она себя чувствовала счастливой наедине с природой. Она любила ласковую голубизну реки, лодки рыбаков на ней. Любила слушать шелест листьев, пенье птиц.
Сзади к ней подкрались два одноклассника и парень из соседней деревни. Он часто бывал у них, пил вместе с отчимом. Они повалили ее на корягу, сдернули одежду. Мальчишки держали ее за руки и закрыли рот, чтобы не кричала, а парень насиловал. Лидия потеряла сознание. Они ее бросили в речку и убежали. Вода привела Лидию в чувство. Она выбралась на берег, пришла домой и рассказала матери, что с ней произошло. Но пьяная мать, которая уже договорилась с мужиком, что отдаст ее за десять бутылок водки, набросилась на Лидию, била ее ногами, таскала за волосы и велела убираться, пока она ее до смерти не забила. Шатаясь и скуля, Лидия ушла от матери. На другой день сгорел дом насильника, сгорели дома одноклассников Лидии. Исчезла Лидия. Ее искали в реке, о так и не нашли
А Лидия ушла на станцию, босая, в изодранном платье. У старого деда узнала, где находится деревня Низинка. Пришла в деревню ночью. Вымылась в речке. Постучалась в первую избу, спросила, где живет Иванова Марья.
-Это я. Что тебе, девочка?
-Я ваша внучка – Лидия.
-Проходи, коли Лидия. Рассказывай, что стряслось, да не ври!
Пока грелся самовар, Лидия рассказала все, что пережила с самого детства.
-Ладно. Все верно. Ты моя внучка. Пей чай и ложись спать.
Пока на полу. Больше к матке не ходи. Будешь такой, как она. Сколько классов-то закончила?
-Шесть.
-Пойдешь в школу на станцию. Документы я тебе выправлю. Хозяйство у меня невелико. Будешь пока козочек пасти, мыть посуду.
Лидия закончила 8 классов, а дальше надо было ездить в город. Баба Маша болела, и Лидия решила, что будет учиться в каком-нибудь техникуме заочно. Ее приняли учиться на овощевода. С бабой Машей ей жилось хорошо. Она никогда не ругалась, показывала, как надо делать, если ей что-то не нравилось. А так все больше молчала. В молодости она работала бригадиром в своей деревне. А теперь в ней осталось три домика и шесть стариков. Молодежь уехала на станцию или в город.
Лидия стала красавицей: беленькая, с ямочками на румяных щеках, стройная. Дома она развела кроликов, купила матку-свинью. Поросят стала продавать. Посадила ягодники, фруктовые деревья. Баба Маша удивлялась, откуда у девчонки столько сил и смекалки Видно, с детства насмотрелась на «хорошую» жизнь.
Так и шло время. В это лето Лидия на базаре заметила маленькую девочку. Она угощала ее огурцами, давала хлеб с маслом. Девочка улыбалась, забирала все и убегала куда-то за сарай. Кто эта маленькая замарашка? Кто ее родители, которые не смотрят за девочкой?
-Как тебя зовут? – спросила Лидия.
-Катя.
-А где мама?
-Мама ушла.
-Куда?
-Туда, - махнула рукой Катя.
-Где же ты живешь?
Катя потянула за рукав Лидию и привела ее к собачьей будке.
-Там.
-В собачьей будке?
-Это дом.
-А где твой настоящий дом? Ты здесь играешь?
-Это дом. Тетя уехала.
-Значит, тебя сюда привезла тетя?
-Да.
-А мама? Где мама?
-Мама… - Катя сложила руки на груди.
-Умерла?
-Да.
-Поедешь со мной?
-Да.
Лидия спросила у уборщицы вокзала:
-Чья это девочка?
-Не знаю. Приблудилась. Надо бы в милицию отвести, да все некогда. У тебя время есть. Отвела бы. Скоро холода начнутся, а она – ребенок.
Лидия взяла Катю за руку, привела в милицию. Рассказала все, что знала о девочке.
-Да некуда нам ее деть! У нас нет детской комнаты. Возьми ее пока к себе, а я пошлю запросы, подключим прессу, телевидение. Может, кто-нибудь найдется. Только вряд ли. Придется отдать в дом малютки. Так возьмешь ее?
-Возьму. Хоть в бане вымою да накормлю.
-Вот и хорошо. Если что, я дам знать. Запишу твои координаты.
Дома баба Маша сама вымыла маленькую Катю, напоила ее козьим молоком с черным хлебом, уложила на постель. Предварительно сожгли ее одежду и остригли наголо. Так в их жизни появилась еще одна забота. Катя оказалась черноглазой непоседой.
Через год умерла бабушка. Лидия и Маша вступили во владение хозяйством. О Кате никто не спрашивал, никто ею не интересовался. Через три года Лидия удочерила девочку. Она окончила техникум и поступила в институт на заочное отделение.
Однажды к ее дому подъехала»Волга». Из нее вышел молодой мужчина крепкого телосложения, одетый по последней моде. Он постучал в дверь калитки. Вышла Лидия.
-Здравствуйте! Мне бы хозяина.
-Я за него.
-Хорошо. Я хочу заключить с вами договор на поставку продукции с вашего огорода. Вот мои документы. Мы платим хорошо, а вам не придется ездить по бездорожью.
-Какая может быть продукция с нашего участка! Весь излишек помещается в ведре.
-Пусть будет ведро. И это нас устроит. Мы закупаем излишки продукции у населения для перерабатывающей промышленности.
-Я вас понимаю. Но можете сами убедиться.
-Как вас зовут?
-Лидия.
-Лидия…?
-Просто Лидия.
-Меня зовут Андрей Петрович.
Он осмотрел обработанный, ухоженный участок.
-Через две недели я загляну к вам. Можем договор и не заключать. Если будут излишки, продадите нам. Хорошо?
-Договорились.
Выбежала Катя, спряталась за юбку Лидии.
-Это ваша дочь?
-Да.
-Совсем не похожа на вас.
-Она вся в отца.
-Да, конечно.
Через неделю Андрей Петрович приехал снова, привез тару под огурцы и ягоды.
-Я вас через несколько дней познакомлю с рабочим, который у вас будет забирать излишки продукции. Скажите, Лидия, почему вы здесь живете? Почему бы вам не жить на станции? Там веселее, больше молодежи.
-Мне нравится тишина, и скучать некогда.
-Вы такая молодая, замуровали себя в деревне со стариками.
-Каждый выбирает свой путь. Что бы я делала на станции или в городе? А здесь я имею свой клочок земли, животных, дочь. Что касается Мужчин, то я в их услугах не нуждаюсь. Я сама в состоянии отремонтировать, построить, покрасить.
-А любовь?
-Любовь? А она есть? Все это сказки!
-Вы были замужем?
-Не была, но испытала сполна.
И она рассказала этому незнакомому человеку про свою беду.
-Почему вы не обратились в суд?
-Мне было 13 лет. Что я могла? Бабушка была больна. И кому я нужна такая?
-Теперь на эти вещи не смотрят.
-Но я никогда не смогу полюбить.
-Время лечит. Конечно, если вы будете себя настраивать на минорную волну, то никогда не полюбите. У вас есть квас?
-Есть. Может, чайку попьете? С медом. У меня два улья.
-С удовольствием.
-Проходите в дом. Там прохладнее.
Андрей рассматривал книги на стеллаже. Нашел одну, которую давно искал. Его удивила широта интересов хозяйки. В доме ничего особенного не было. Обыкновенный крестьянский дом с маленькими окнами, с печкой, перегородкой, делящей дом на две комнаты. В большой – цветной телевизор, в маленькой – две кровати. На полу – тканые половики.
-Садитесь. Сейчас самовар закипит.
-У вас богатая библиотека. Я нашел Гейна. Могу ли я взять книгу на недельку?
-Возьмите.
-Вы учитесь?
-Уже отучилась.
-И кто же вы по специальности?
-Агроном широкого профиля. Это мне помогает. В дальнейшем хочу взять землю в аренду и осуществить свою мечту.
-Секрет?
-Пока секрет.
Они пили чай с медом. Катя гуляла на улице с внучкой соседки.
-Лидия, вы все-таки решили здесь остаться навсегда?
-Да. Иначе моя мечта не осуществится.
-Но ведь можно сюда приезжать и работать днем, а вечером домой.
-Для чего?
-Предположим, вы выйдете замуж. У мужа работа там. Он не сможет ездить сюда.
-Такой муж мне бы был не по душе.
-Значит, вы хотите прожить затворницей?
-Ну зачем же! Я много времени провожу в обществе людей.
-На базаре?
-А что здесь плохого? Я не ворую, продаю свое. Вы ведь собираетесь покупать у меня то, что я выращу?
-Я пас! У вас очень вкусный чай и пироги! Я беру Гейна?
-Конечно.
-Почему, Лидия, вы не спрашиваете обо мне? Кто я? Откуда?
-Зачем? Если надо, сами расскажете, как я вам поплакалась в жилетку.
-Теперь мне понятно ваше решение жить монашкой.
-Я в монастырь не собираюсь.
-Выходите замуж.
-За кого?
-За меня.
-Которой женой?
-Первой. Я не женат. Была у меня одна девушка, но пока я служил в армии, она вышла замуж. Подумайте. Я серьезно.
-И будете жить здесь?
-Буду. Придется построить дорогу, чтобы ездить по ней каждый день в город.
-Вот построите, тогда и выйду.
-Слово?
-Слово!
На следующий день жители деревни услышали шум моторов. Это прибыла бригада рабочих для строительства дороги. Через несколько дней приехал Андрей и привез книгу.
-Я свое слово держу. Готовьтесь к свадьбе. Пойдем смотреть, как строят дорогу.
Они остановились недалеко от машины, выгружавшей гравий. Из нее вышел человек и направился к ним.


Продолжение

На главную.

Hosted by uCoz