Дети

П О Л Д Р У Г А

У меня был друг Васька. Мы учились в одном классе и сидели на среднем ряду за первой партой. Не то, что он был моим другом. Скорее, половиной друга.
Идем с ним из школы. Он говорит:
-Купим жвачку?
-Купим.
-А деньги у тебя есть?
-На жвачку хватит
Я купил жвачку, разделил ее пополам. Идем, жуем.
-Ну что этот кусочек жвачки! – сказал Васька.
-У меня больше денег нет.
-Да я куплю.
Купил Васька жвачку и всю в рот положил.
-Что же ты, Васька, мне не дал половинку?
-А зачем? Целая – то лучше. Но ты, Иванов, не огорчайся. Завтра еще купим.
Или вот еще. Идет контрольная работа. Сидим, пишем. Что Васька дуб в математике, это я знаю. Он все время с меня списывает, даже порешать не хочет, особенно задачи.
-Иванов, реши мне задачку, а я пока примеры порешаю, - просит Васька.
-Дорешаю, - шепчу, - тогда тебе помогу.
Но Васька пристанет, так уж не отстанет, пока своего не добьется. Решил я ему задачу, а Васька делал вид, что примеры решает. Только я собрался свой пример решить, как в ручке кончилась паста.
-Дай, Васька, твою ручку. У меня кончилась паста.
-Какую ручку? У меня одна ручка. Я ею пишу.
-У тебя в пенале.
-Нет там никакой ручки!
Тут Ольга Ивановна подошла.
-Что за шум?
-Он мне мешает, говорит Васька. – Просит, чтобы я пример ему решил.
-Иванов, решай сам и не лезь к Васильеву.
Что делать? Сижу, кручу ручку, пасту выдуваю. Кончилась паста! Уже звонок прозвенел. Все убежали, а я один, как дурак, сижу.
-Что у тебя не получается, Иванов?
-Да все получается, только паста кончилась.
-Почему же ты не спросил у меня?
Дала мне Ольга Ивановна свою ручку. Я быстро записал пример и сдал тетрадь. За контрольную оба мы получили "5".
Идем в столовую. Васька предложил съехать по перилам. Васька отошел в сторону, а я съехал и угодил прямо в руки директору.
Васька тут как тут.
-Я ему говорил, что нельзя по перилам спускаться.
-Молодец, Васильев! А тебе, Иванов, я запишу в дневник, чтобы родители знали, чем ты в школе занимаешься.
Однажды Васька принес в школу белого крысенка.
-Будем девчонок пугать. Вот визгу будет!
Сидим на уроке русского языка, пишем диктант. Вдруг раздался дикий визг. Я оглянулся, чтобы посмотреть, что там произошло. А Васька сидит, ручку грызет, смотрит на доску, как будто его это и не касается. Крысенок бегает по парте. Девчонки визжат, парни орут.
-Кто принес крысу? – старается перекричать гвалт учительница.
Тут встает Васька и показывает на меня пальцем:
-Это он.
Учительница схватила мой дневник. Я и оглянуться не успел, как получил за поведение пару и вызов родителей в школу. Напрасно я пытался оправдаться. Урок был сорван. Я прекрасно понимал учительницу. Дома мне ничего не сказали. На другой день к концу уроков пришел в класс мой отец. Долго он разговаривал с Ольгой Ивановной. Потом пригласили меня и Ваську.
-У кого из вас дома есть белые крысы? – спросила учительница.
-У меня есть, - сказал Васька. – А что?
-Ты крысу принес в школу?
-Ну я, а что? Я же не пускал ее к Наташке.
-А кто?
- Иванов.
-А что Иванов скажет?
-Я не брал ее даже в руки.
Долго мы так препирались. В конце концов, Васька выпутался, сказал, что, вероятнее всего, крысенок сам залез к Наташке.
После этого я с Васькой не только разговаривать, но и сидеть за одной партой не захотел. Меня посадили с Маринкой на первый ряд, а Васька сидел один. Вот тут-то и выяснилось, что не я с него списывал, а он с меня. Но Васька есть Васька. Во втором полугодии к нам в класс пришел хороший ученик, которого посадили с Васькой. Васька расцвел. Бегал по классу и всем тыкал в нос своей тетрадкой, в которой снова были хорошие отметки. Он всем доказывал, что на него сильно подействовал я, когда не захотел с ним дружить, а теперь он понял, что нашел настоящего друга и не расстанется с ним до самой смерти. Я, конечно, был бы только рад этому, если бы Васькина дружба была целой, а не
половинкой.


Э К С П Е Р И М Е Н Т А Т О Р


На переменке подошел ко мне Толька Светлов. Так себе парень. Его в классе никто в друзья не принимает, да и он не навязывается быть другом. Все как-то в стороне держится.
-Слушай, Иванов, помоги мне по математике задачку решить. Я что-то ничего не понял.
-Тебе же Серега помогает.
-Да он плохо объясняет.
-Ладно, - говорю. – Давай, объясню.
-Лучше пойдем к тебе домой.
Пришли мы с ним ко мне. Дома никого нет.
-Давай, поедим сначала.
-Давай, - говорит. Только учти, что я люблю что-нибудь вкусненькое.
-Да что уж есть.
Кашу есть он наотрез отказался. Зато банку варенья слопал за милую душу.
-А теперь можно и заниматься, сказал он.
Я взял учебник, черновик, а Толька стал ходить по комнате и рассматривать книги на полке и кассеты. Я жду, а он и говорит:
-Ты читай задачу, а я слушать буду.
-Треть молока мама отдала теленку и осталось три литра. Сколько литров молока надоила мама?
-Ты понял задачу?
-Не очень.
-Надо себе представить, как все происходит. У вас есть корова?
-Нет. Я никогда не видел, как доят коров.
-Ну тогда представь, что это бревно, и ты отпилил треть бревна и еще осталось два метра.
-Да нет у нас никакого бревна и пилы нет.
-Тогда давай о варенье. Ты любишь варенье?
-А кто ж его не любит! – удивился Толька.
-Вот и представь себе, что ты треть банок съел и еще остались две банки.
-Я бы все съел, ничего не оставил. Давай, Иванов, включим музыку, тогда лучше думается.
-Включай. Давай тогда про конфеты.
-И конфеты я бы съел сам.
-Да ну тебя! Объяснять больше не буду!
-А чего тут объяснять? Задачка-то на дурачка рассчитана.
-Тогда зачем ты сюда приперся?
-Это я эксперимент проводил.
-Какой эксперимент?
-Кто глупее.
-Ну погоди! Ты у меня получишь! – возмутился я.
-Как драться будем? На шпагах? – съязвил Толька.
-Давай, давай, топай, экспериментатор!
С тех пор у нас в классе и появился вместо Тольки Светлова Экспериментатор.



П У Ш О К

Весь класс галдел у двери, ждали учительницу. Ольга Ивановна всегда приходила за десять минут до начала урока. Она любила делать все четко. В класс входили по одному, садились на свои места и готовились к уроку. Только я хотел треснуть сумкой по парте, чтобы достать оттуда русский язык, как увидел маленького котика. Он лежал на парте, свернувшись пушистым клубочком. Шерстка у него мягкая, разных цветов и оттенков, во все стороны веером. На лапках белые носочки. Хвостик-палочка, как ершик. На ушках белые отметины. Мордочка трехугольничком. Все говорило о том, что вырастет пушистый красавец. Когда я взял его на руки, он даже глаза не открыл, а только потянулся.
-Вот это Пушок! – удивился Васька.
Все стали подходить, хотели подержать котика и погладить его. Когда прозвенел звонок, Ольга Ивановна сказала:
-Иванов, котика отнеси в коридор. Сейчас будем писать диктант. Он тебе будет мешать.
Я вышел за дверь. Мне так стало жаль этого беззащитного котика, что я решил его оставить у себя и посадил его под рубашку. Там ему будет тепло и уютно. А после уроков отнесу его домой, тем более, что у нас нет кота, и мама давно собиралась завести его. Я вернулся в класс, всем своим видом показывая, что с котом расстался. Сидим, пишем диктант. Котик спит у меня под рубашкой. Вдруг он зашевелился, стал толкать меня своим холодным носом, лизать и прикусывать кожу. Его острые коготки впивались в меня, как иголки. Наверное, он принял меня за свою маму и искал, что пососать. Я заерзал, крепился изо всех сил, чтобы не закричать, когда в очередной раз впивались в меня иголки-коготки.
-Что с тобой, Иванов? Ты в туалет хочешь?
-Нет, - говорю.
-Ты заболел?
-Нет.
И тут прозвенел звонок.
На следующий урок я не решился оставлять кота под рубашкой. Выручил Васька. Он его спрятал тоже под рубашкой. Начался урок. Вижу, Васька тоже заерзал, весь покраснел, глаза выпучил, губы надул. Вот-вот взорвется.
-Ты что, Васильев, тоже заболел? – удивилась Ольга Ивановна.
-Ой-ой-ой! – закричал Васька.
-У тебя живот болит?
-Нет.
-Ну тогда иди к доске и реши задачу.
Стоит Васька у доски, с ноги на ногу переступает, ежится, мелом по доске стучит. А потом как потечет с него!
-Ой! Он намочил мне все!
-Кто?
-Да вот кто!
Вытащил Васька кота из-под рубашки и бросил прямо мне в руки, а сам побежал домой переодеться. Я отнес Пушка домой. С тех пор он живет у меня. Большой кот вырос, пушистый. Меня провожает в школу и встречает из школы. Я приносил его в класс, когда писали сочинение – описание. Пушок растягивался на учительском столе, жмурил свои зеленые глаза и пел песни. Ему было хорошо, что он рядом со мной и его особе уделялось
много внимания.


Н Е М Т Ы Р Ь

Мы уже проучились полгода, когда к нам в класс завуч привела из соседнего класса Леньку Крылова. Учительница отказалась от него, потому что он ничего не говорил. Врачи определили, что у него слуховой и речевой аппарат нормальны и он может заниматься в нормальной школе. К Ольге Ивановне почему-то приводили учеников, от которых учителя параллельных классов отказывались. Посадили Леньку Немтыря за первую парту. Когда мы к нему присмотрелись, то узнали, что он хорошо слышит, только говорит руками, как немые. В тетрадях он выполнял задания хорошо, почти без ошибок. Ольга Ивановна хвалила его, и он весь светился, теребил свой ершик и издавал какие-то радостные звуки. Однажды на уроке рисования он начал крутить головой, махать руками. Учительница в это время помогала ребятам подобрать краски к рисунку. И вдруг на весь класс раздался тоненький, как у девочки, голосок:
-Ты что, немтырь Что ли? Я тебе говорю, говорю, а ты ничего не слышишь! Мне нужна зеленая краска, а ты мне дала синюю!
В классе наступила абсолютная тишина.
-Повтори, что ты сказал!
-Мне нужна зеленая краска, - сказал Ленька.
Он говорил, а руки так и ходили, наверное, то же самое говорили. Ольга Ивановна подбежала к нему, стала его тискать, целовать.
-Миленький! Заговорил! Что же ты раньше молчал?
-А я говорил, да вы не слыхали.
С тех пор Ленька Немтырь стал говорить, помогая себе руками. Мы советовали ему руки держать за спиной, когда разговаривает или читает. Но из этого ничего не получалось. Потом мы узнали, что его дедушка и бабушка настоящие глухонемые. До школы он жил у них. Вот и разговаривал, как они, руками.
-Дети, оставьте Леню в покое. Ему нельзя забывать о дедушке и бабушке. Когда он вырастет, может быть, пойдет в школу глухонемых и будет отличным преподавателем, - сказала Ольга Ивановна. Первый класс Немтырь окончил отлично. А Марья Ивановна из соседнего класса все удивлялась, как это Ольге Ивановне удалось разговорить такого Немтыря.

Т И М О Х А

Тимоха – отказник. Он оставлен на третий год в первом классе. По справке. Два года сидел за партой и ничего не делал. Все дети пишут, решают, а он в тетради чертиков рисует и безобразничает на уроках. Мы уже неделю отучились, когда его мать привела к нам. Тимоха выше всех нас. Светлые волосы по последней взрослой моде хвостом висят до плеч. Джинсы, кеды, пиджак – все в заклепках. Сумка в ярких наклейках.
-Ольга Ивановна, принимайте еще одного ученика. Это его последняя станция. Ничего не получится – отправим в спецшколу, кричала завуч Тимофееву в ухо. – Ты слышишь меня, Тимофеев? В спецшколу!
Покричала и удалилась, хлопнув дверью. А Тимоха стоит себе и даже ухом не ведет.
-Привет, малявки! Будем знакомы: я – Тимоха.
-Садись за последнюю парту на средний ряд. Там тебе никто мешать не будет, - спокойно сказала Ольга Ивановна.
Тимоха пошел на место, сгребая по пути с парт тетради и учебники, при этом сладким голосом говорил:
-Ах, извините! Ах, простите!
Сел за парту и давай по ней кулаком постукивать, возить ее взад и вперед.
-Дети, посидим тихо-тихо и послушаем, какие звуки издает парта. Сосчитайте, сколько шагов сделает Саша вперед и сколько назад.
Тимоха сразу же прекратил возню.
-Ну что же ты, Саша? Мы считаем!
-Да ну вас! – буркнул Тимоха.
-Тогда Саша будет моим помощником. Вы не возражаете, дети?
-Нет! – хором кричим мы.
-Саша, пожалуйста, из ящичка достань четыре грибочка и поставь на стол А потом еще три грибочка. Какие задачи можно составить про эти грибочки?
Вариантов было много. Сначала Тимоха был просто наблюдателем, а потом и сам втянулся в игру. Пожалуй, у него были самые разумные варианты задач. У Ольги Ивановны глаза сияли. Она всем своим видом показывала, что очень довольна нами и своим помощником. Так и сказала:
-Дети, вы все прекрасно поняли. Я довольна. А теперь решите задачу самостоятельно. Саша спрячется за занавесочку и там втайне от всех решит эту же задачу Потом сверим ответы.
Когда Тимоха отдернул занавеску, все так и ахнули: у него было все решено правильно. Ответ записан письменными буквами.
-Молодец, Саша! Ни единой ошибки!
На перемене мы все вышли из класса, а Тимоха остался с учительницей. Она записала его данные в журнал. Тимоха стал у нас командиром класса. Хороший с него получился командир. Он затевал с нами игры, не давал драться, защищал нас от старшеклассников, у которых мода была поднимать нас вверх за уши или бросать одним пальцем на пол. Мы понимали, что это они друг перед другом удаль свою показывали. Их вопросы ставили нас в тупик, а они смеялись, видя наши глупые лица. У Тимохи все было хорошо, только русский язык не давался ему. Ольга Ивановна часто нам напоминала:
-Чтобы заслужить уважение других, надо быть самому чуточку выше во всех делах и поступках.
Тимоха почти каждый день оставался на дополнительные занятия. И труд его был, наконец, вознагражден. У него в тетради и по русскому языку были хорошие оценки.
Я не знаю, каким волшебством обладала Ольга Ивановна, но мы все ее любили и немного побаивались, хотя она никогда не повышала голоса на нас и родителям о нас говорила только хорошее.
Однажды пришла Тимохина мать и сказала, что ее сын на сто процентов изменился в лучшую сторону.
-Просто ваш Саша стал старше и умнее, - ответила Ольга Ивановна.



Г А Л Ь К А

Однажды Тимоха притащил в класс галку. Он ее нашел по пути в школу. У галки было подбито крыло. Она пыталась взлететь, но это у нее не получалось. Одно крыло раскрывалось, а другое безжизненно висело, и галку кренило в сторону больного крыла. Тимоха щепочками закрепил крыло и оба крыла прибинтовал к туловищу. С разрешения Ольги Ивановны галку мы поместили между шкафом и окном в клетке для кролика, которую нашли в школьном сарае. Чтобы не было обиды, Тимоха установил дежурство. Дежурные кормили галку и убирали за ней. Назвали галку Галька. Она быстро привыкла к нам. На уроках не мешала, а на переменах криком требовала к себе внимания. Смешно было смотреть, как она прыгает в своем белом скафандре по клетке и клювом пытается снять с себя повязку. Вертит своей бархатной черной головкой и кричит. Мы считали своим долгом погладить Гальку по головке, сказать ей ласковые слова. Сначала Галька пугалась, отскакивала в сторону, а потом привыкла так, что если мы по какой-либо причине забывали о ней, Галька начинала бегать по клетке, орать во все горло и клевать железные прутья клетки. Стоило подойти к ней и погладить, как истерика прекращалась.

Через десять дней повязку сняли. Крыло срослось. Можно было выпускать галку на улицу. Но мы так привыкли к ней, что решили оставить ее до весны в классе. А Галька радовалась своему выздоровлению, летала по классу, как угорелая, садилась на шкаф или на лампу, чистила клювом свои перышки и что-то весело говорила на своем языке. Мы пытались загнать ее обратно в клетку, но не тут-то было. Пока есть или пить не захочет, туда не залетит. Но потом Тимоха где-то вычитал, что галки любят все, что блестит. Вот и повесили мы блестящую игрушку в клетку. Стоило ее качнуть – Галька тут как тут. Целую войну устраивает: клюет игрушку, кричит. Вот тут-то мы и закрывали ее в клетке. Галька успокаивается и мирно клюет корм. У нашей Гальки была особая привязанность к Юле Зотовой. Когда Галька делала проминаж по классу, она находила Юлю, садилась к ней на плечо или на голову и начинала клювом перебирать ее черные волосы, как свои перья. Сначала Юля отгоняла ее, но все напрасно. Однажды перед весенними каникулами Галька доказала свою преданность к Юле. На перемене ребята бегали друг за другом, играли в пятнашки. Галька сидела на шкафу и перебирала свои перышки. Беляков погнался за Юлей, стал дергать ее за косички. Юля завизжала. Вдруг Галька спланировала на голову Белякова и давай долбить ее клювом. Все засмеялись. Беляков помашет руками – Галька отлетит, а потом снова принимается долбить его голову. Смотрим, кровь показалась на голове у Белякова. Тут уж не до шуток. Белякова увели к медсестре, а Гальку загнали в клетку. После этого случая ее запретили держать в классе. Все пошли выпускать Гальку на волю. Жаль было с ней расставаться. Галька сделала несколько кругов над нами, а потом села на сук дерева и радостно крикнула несколько раз. К ней подлетела галка покрупнее. Они о чем-то переговаривались, а мы пошли на урок. Больше мы свою Гальку не видели. В классе стало как-то пусто. Хорошо, что каникулы наступили.



Р А З В Е Д Ч И К И

Учебный год уже заканчивался. На улице весна. Деревья покрылись изумрудными листьями. На газонах зеленела молодая травка. У нас должен был быть урок физкультуры, но учитель уехал защищать честь района по легкой атлетике, и мы отправились домой. На улице было так хорошо, так пригревало солнышко, что не хотелось никуда идти. Мы слонялись по школьному участку, толкая друг друга. Рассказывали что-то, стараясь перекричать всех. Просто нам было очень хорошо. Тут Тимоха и предложил поиграть в разведчиков. Он разделил нас на две команды Я думаю, у него заранее было все приготовлено, так как он дал каждому командиру карту, в которой указано стрелочками направление, куда надо идти и где искать пакет – конверт с документом. Обе команды изучили маршрут и по сигналу Тимохи отправились на поиски пакета. Кто скорее принесет пакет, тот и победитель. Командиром первой команды выбрали меня. Я сразу определил, где спрятан пакет: около четвертого дерева, если считать деревья от калитки. Я и повел свой отряд прямо туда. Через пять минут пакет был доставлен Тимохе. Когда его вскрыли, там обнаружили клочок бумаги, на котором печатными буквами было написано: "Задание выполнено".
-Ты, Иванов, соображаешь, - сказал Тимоха. – Поэтому я тебя беру в настоящую разведку. Идите все домой, пообедайте, возьмите мяч для маскировки. Встречаемся у школы.
Тимоха объяснил нам, что раз мы разведчики, то для начала нам надо понаблюдать за кем-нибудь, но так, чтобы не выдать себя. Первый блин всегда комом. Вот и у нас ничего не получилось. Стали мы наблюдать за дядькой. Он идет себе по тротуару, а мы крадемся за ним вдоль забора. Он сразу же заметил нас.
-Эй! Разведка! Вы все на виду, а надо, чтобы вас никто не заметил.
Вдруг мы увидели двух ребят из девятого класса. Они негромко о чем-то спорили. Из их разговора мы поняли, что у них должна быть консультация и что они должны что-то спрятать. Мы играем в футбол и незаметно наблюдаем за ними. Смотрим, ребята подошли к стене школы и стали там что-то прятать. Когда они ушли, мы побежали к стене и увидели там аккуратную стопку кирпичей. Когда ее разобрали, обнаружили бутылку водки. Так вот что прятали ребята! Тимоха взял бутылку, вылил содержимое, а в бутылку налил из шланга воды. Только Тимоха закрутил пробку, как показались ребята. Мы спрятались за теплицу, откуда хорошо было видно, что происходит у стены. Ребята быстро разобрали кирпичи, бутылку не обнаружили. Стали оглядываться, но рядом никого не было. Они ушли в школу, а Тимоха поставил бутылку на место. И мы продолжали играть в футбол. А вот и ребята снова у стены. Они разобрали кирпичи. А там бутылка, цела и невредима.
-Это, говорят, от перенапряжения не увидели бутылку.
Сели они за куст. Стали пить прямо из горла. О чем они там говорили, размахивая руками, мы не слыхали. Видим, пошли к ларьку. И мы туда же, вроде жвачку купить. Стриженый как заорет на продавца:
-Ты что нам продал? Вместо водки воду? Да мы тебя сейчас в порошок сотрем!
Но не успели они стереть продавца в порошок, так как из ларька вышли двое накаченных ребят. Школьники сразу залепетали:
-Мы ничего не имеем против. Может быть, это кто-нибудь подшутил.
Не повезло им. А мы решили продолжать разведку. Объектом наблюдения выбрали школьную столовую. У черного входа стояла старенькая грузовая машина ГАЗ – 52. Обычно на ней привозят продукты в столовую. Мы походили вокруг машины, потом решили забраться в кузов. Там лежали мешки из-под муки и ящики. Мы устроились на мешках и стали ждать. Через некоторое время вышел шофер. Оглянуться мы не успели, как затарахтел мотор и машина тронулась. Нас кидало из стороны в сторону, подбрасывало вверх и снова опускало вниз на ящики. Мы не могли добраться до кабины, чтобы постучать шоферу. Потом сообразили, что шофер едет на заправку. Это хорошо. Оттуда мы домой дорогу знаем. Машина остановилась. Мы еле поднялись на ноги, так нас измотало. Шофер заметил нас.
-Это что за пассажиры? Как вы туда попали? Да я бы мог вас разбить! Из-за вас мог в тюрьму попасть!
В общем, речь его была длинной и справедливой
-Ладно. Забирайтесь в кабину. Но сначала стряхните с себя мучную пыль и умойтесь.
Довез он нас до школы. На другой день мне было не подняться с постели. Болело все. Хорошо, что учебный год заканчивался. О том, что с нами случилось, мы как бывалые разведчики, никому не сказали. Держать язык за зубами в жизни пригодится.

* * *

Вы спрашиваете, что мне надо?
Ничего не надо!
Были б вы со мною рядом,
Было б рук ваших тепло,
Да оно бы не прошло.
Как и вы хочу я жить,
Как и вы хочу любить,
Отдавать всего себя
Делу и своим друзьям.
Мне, конечно, повезло,
Что проходит мимо зло,
Что в семье, где я живу,
Солнце светит на яву.
Ни разводов, ни тревог
Я бы вынести не смог.
Ничего не надо мне.
Бал бы счастлив я вдвойне,
Если б вы здоровы были
И на свете долго жили.

* * *



На главную.

Hosted by uCoz